12 марта 2010 года

Тверская торгово-промышленная палата провела аукционные торги по продаже имущества ликвидируемой организации.

Торги проводились по поручению ООО «Галактика» (Москва), на них было выставлено текстильное сырье и готовая продукция. Продажа осуществлялась одним лотом. К аукциону были допущены ТТО «Клинволокно» и Тверская чулочно-носочная фабрика, которая предложила наибольшую цену и была признана победителем.

        
По словам президента ТТПП Леонида Мусина, палатой накоплен большой опыт проведения аукционов, в основном работа велась по организации торгов по закупке товаров и услуг для бюджетных нужд. Однако, как показывает практика, опыт востребован и коммерческими фирмами. Методология, разработанная палатой, позволяет гарантировать надежность сделки и получить на выходе максимально выгодную цену, устраивающую и продавца и покупателя.

 

СИСТЕМА КОНКУРСНЫХ ТОРГОВ ПО ЗАКУПКЕ
ТОВАРОВ И УСЛУГ ДЛЯ БЮДЖЕТНЫХ НУЖД – ВАЖНЕЙШИЙ ИНСТРУМЕНТ СОЗДАНИЯ РАВНЫХ
ПРОЗРАЧНЫХ УСЛОВИЙ ВЕДЕНИЯ БИЗНЕСА,
ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ КОРРУПЦИИ И
ЧИНОВНИЧЬЕМУ ПРОИЗВОЛУ.

Тверская торгово-промышленная палата приступила к организации конкурсов по закупке продукции для государственных нужд Тверской области в 1997 году, еще до выхода Указа Президента РФ № 305 от 08.04.1997 г.. Постановлением губернатора Тверской области № 238 от 16.05.1997 года за Тверской ТПП было закреплено исполнение функций организатора конкурсов. Первой в России палата разработала необходимую методическую документацию, включая «Положение о конкурсах...», методику и систему критериев оценки предложений поставщиков, базовые комплекты квалификационной и конкурсной документации, формы контрактов. Палата сформировала 13 конкурсных комиссий по различным видам продукции, в состав которых вошли как представители заказчика, так и представители финансовых органов, антимонопольного управления, независимые эксперты из числа сотрудников и членов ТТПП. Составы комиссий были утверждены губернатором области.

Разработанные Тверской торгово-промышленной палатой методические материалы переданы по запросам администрации в ряд областей России. По инициативе и при участии ТПП Российской Федерации на базе Тверской ТПП проведено три межрегиональных семинара по организации конкурсов по закупке продукции для государственных и муниципальных нужд.

Представители Тверской ТПП неоднократно выступали по данному вопросу на мероприятиях Торгово-промышленной палаты Российской Федерации, участвуют в работе занимающихся данной проблемой комитетов и комиссий ТПП РФ, принял участие в обсуждении проекта Закона РФ о конкурсных закупках товаров и услуг для бюджетных нужд.

 

Основные результаты организации конкурсов на закупку продукции
для государственных нужд Тверской области.

1997 год

14 марта 1997г. заключен договор №22 о совместной деятельности Администрации Тверской области и Тверской торгово-промышленной палаты, в котором предусматривалось поручение по организации и проведению конкурсов (торгов) ТТПП. Палата приступила к формированию организационных документов по проведению конкурсов на выполнение госзаказов для нужд области, которые были готовы к утверждению к началу апреля.

Выход в свет Указа Президента РФ от 8 апреля 1997 г. №305 «О первоочередных мерах по предотвращению коррупции и сокращению бюджетных расходов при организации закупки продукции для государственных нужд» потребовал доработки организационных документов. В связи с этим Постановление Губернатора №238 «О размещении заказа для государственных нужд Тверской области», установившее конкурсную основу закупок продукции и закрепившее функции Организатора конкурсов (торгов) за Тверской торгово-промышленной палатой, вышло только 16 мая 1997 года.

В период с марта по июль ТТПП были разработаны:

- «Положение о конкурсе на выполнение поставок продукции для государственных нужд.в Тверской области»; методика и система критериев оценки и выявления победителей, сводящая к минимуму возможности подтасовки;

- процедура проведения конкурсов в области;

- базовые комплекты квалификационной и конкурсной документации; формы государственной контрактов на поставку продукции (товаров, работ и услуг);

- сформировано 13 конкурсных комиссий по различным видам продукции.

За период с июня и до конца 1997 года по заказам департаментов образования и здравоохранения, Управления социальной защиты населения было проведено 7 конкурсов на поставку продукции для нужд области. По итогам проведенных конкурсов были заключены контракты на сумму 7,3 млн. руб., получена экономия - 1,74 млн. руб., эффективность составила - 23,3%.

1998 год

По заказам Департамента здравоохранения, Управления социальной защиты населения, Комитета по земельным ресурсам и землеустройству Тверской области и Дирекции территориального дорожного фонда было организовано 39 конкурсов (из них по 23 сложилась конкурсная ситуация). По итогам проведенных конкурсов были заключены контракты на сумму 181,7 млн. руб., получена экономия - 58,31 млн. руб., эффективность составила - 28,3%.

1999 год

По заказу Дирекции территориального дорожного фонда было организовано 50 конкурсов, из них 41 конкурс на выполнение дорожно-строительных работ, 5 конкурсов на выполнение проектно-изыскательских работ и 2 конкурса на поставку дорожно-строительных материалов.

Из них только по 25 объектам сложилась конкурсная ситуация. По результатам этих конкурсов были заключены контракты на сумму 117,9 млн. руб., что позволило сэкономить 8,85 млн. рублей бюджетных денег.

По остальным объектам конкурсной комиссией было рекомендовано поручить проведение работ конкретному подрядчику согласно п. 30 а «Положения об организации закупки товаров работ и услуг для государственных нужд,", утвержденного Указом Президента РФ от 8 апреля 1997г. №305 "О первоочередных мерах по предотвращению коррупции и сокращению бюджетных расходов при организации закупки продукции для государственных нужд».

Низкая активность подрядчиков была связана с практикуемой государственным заказчиком формой расчетов за выполненные работы в виде взаимозачетов с предприятиями и организациями, имеющими задолженность по уплате дорожных налогов в Территориальный дорожный фонд Тверской области, что ограничивает круг потенциальных поставщиков местными подрядными организациями.

2000 год

По заказу Дирекции территориального дорожного фонда было организовано 29 конкурсов (из них по 19 сложилась конкурсная ситуация) на выполнение дорожно-строительных работ и 2 конкурса на поставку дорожно-строительных материалов и техники.

Всего в конкурсах приняли участие 53 поставщика. По результатам этих конкурсов были заключены контракты на выполнение подрядных работ на сумму 250,27 млн. руб. и на сумму 15,2 млн. руб. на покупку соли технической, сэкономлено 18,83 млн. рублей бюджетных денег.

2001 год

Организованы конкурсы на выполнение государственных заказов по реконструкции, ремонту и горизонтальной разметке дорог Тверской области, закупке дорожно-строительных материалов, конкурс на разработку проектной документации и выполнение капитального ремонта административного здания Государственного мемориального комплекса «Медное». В течение 2001 года по заказу ГУ «Дирекция территориального дорожного фонда» Палатой проведено 20 конкурсов. Заключены контракты на подрядные работы на сумму 427,6 млн. руб. и на поставку соли технической на сумму 20,12 млн. руб. Получена экономия бюджетных средств 10,6 млн. руб.

2002 – 2004 годы

Организованы конкурсы на выполнение государственных заказов по реконструкции, ремонту и горизонтальной разметке дорог Тверской области, конкурс на разработку проекта ландшафтного устройства территории ГМК «Медное» на площади 16 га и его последующую реализацию, конкурс на разработку проекта интерьера информационно-музейного центра ГМК «Медное» по теме «Политические репрессии 20-50 г.г.» площадью 200 кв. м и его последующую реализацию, конкурс на издание «Книги памяти жертв политических репрессий Калининской области» 3 т. по заказу ГМК «Медное». Всего проведено 6 конкурсов. Заключены контракты на сумму 105,7 млн. руб. Получена экономия бюджетных средств 1,1 млн. руб.

Опыт проведения конкурсов на выполнение госзаказов для нужд области позволил выявить ряд проблем, мешающих реализации основных положений и достижения целей Указа Президента РФ №305 и Постановления Губернатора области от 16.05.97 г. №238. Основные из них состоят в следующем:

Низкая активность Государственных заказчиков на начальном этапе (1997- 1998 гг.), граничащая с противодействием Указу Президента и Постановлению Губернатора и обусловленная, по нашему мнению:

• неприятием и (или) непониманием целей и задач Указа Президента и Постановления Губернатора области;

• нежеланием чиновников отдельных Госзаказчиков упускать из рук распределительные функции;

• нежеланием менять устоявшиеся связи и схемы взаимодействия с поставщиками продукции;

• нежеланием передавать функции организатора конкурса независимой негосударственной некоммерческой организации, коей является Тверская торгово-промышленная палата, и тем самым оказывать решающее воздействие на исход организации и проведения конкурсов.

При этом некоторые Госзаказчики в обход Постановления Губернатора области от 16.05.97 г. №238 проводили конкурсы (торги) самостоятельно. Однако, они проводятся формально, с нарушениями, позволяющими считать их несостоявшимися.

В противоречие с п.п. 2.6. «Положения об организации закупки товаров, работ и услуг для государственных нужд», утвержденного Указом Президента от 8.04.97 г. №305, некоторые конкурсы объявляются не юридическими лицами (Координационный совет по информатизации, Комиссия по подготовке к зиме).

Отдельные Госзаказчики вместо надлежаще сформированного госзаказа неоднократно представляли заявки на проведение конкурса без подтверждения их финансовой обеспеченности (Управление социальной защиты населения области), что может быть связано с неясным пониманием функций Организатора конкурсов; желанием продемонстрировать активную деятельность участия в конкурсном размещении госзаказов при отсутствии таковой; надеждой «выбить» необходимые средства с помощью Организатора конкурсов.

В конечном счете усилиями должностных лиц администрации области Постановление Губернатора №238 к началу 1999 года было «укатано».

Тверская торгово-промышленная палата неоднократно выражала свою обеспокоенность перед администрацией области положением, сложившимся с размещением заказов на закупку продукции (товаров, работ и услуг) для государственных нужд Тверской, области. В настоящее время наметилась тревожная тенденция- к вытеснению открытых конкурсов (торгов), как наиболее эффективного размещения государственных закупок, таким видом закупок как "запрос котировок цен", который ни Гражданский кодекс РФ, ни "Положение об организации закупки товаров, работ и услуг для государственных нужд", утвержденное Указом Президента РФ от 8 апреля 1997 г. №305, не относят к категории "конкурсное размещение заказов" на закупку товаров, работ и услуг для государственных нужд, т.е. продолжается "укатывание" чиновниками идеи конкурсного размещения заказов для государственных нужд.

Низкая активность потенциальных поставщиков продукции и подрядчиков работ на начальном этапе (1997-1998 гг.), что могло быть связано:

• с недоверием поставщиков к государственным структурам в части расчетов

за поставляемую продукцию. В числе участников конкурсов имеются предприятия, которым областной бюджет задолжал миллионы рублей;

• с неприятием расчетов за продукцию в форме взаимозачета. Это, как

правило, достаточно благополучные предприятия, потенциально наиболее надежные поставщики;

• с относительно низкими объемами (дроблением) государственного заказа.

Методические проблемы связаны, в первую очередь, с оценкой эффективности конкурсов.

Утвержденная Минэкономики РФ методика оценки эффективности конкурсов предусматривает использование в качестве показателя эффективности относительное снижение стоимости закупленной продукции по сравнению с предыдущем периодом (даже без учета коэффициента инфляции).

Подобный показатель можно использовать лишь в период перехода к конкурсной системе размещения госзаказов для демонстрации полезности такого способа закупок продукции.

По мере масштабного развития конкурсной системы госзаказов значение этого показателя по результатам конкурсов будет объективно снижаться (предельное значение -> 0), что будет давать ложное представление о реальной эффективности конкурсов.

В связи с этим для оценки эффективности конкурсов необходимо выбирать показатель, характеризующий степень соответствия результатов конкурсов целям и задачам их проведения.

Правовые проблемы, связанные с противоречивостью «Положения...», утвержденного Указом Президента РФ №305, норм Федерального Закона №97-ФЗ, несогласованностью их между собой, в том числе в определении организатора конкурсов на выполнение госзаказа.

Приобретенный опыт по организации и проведению конкурсов на выполнение областного заказа позволяет сделать следующие выводы;

1. Размещение государственных заказов на конкурсной основе позволяет существенно сократить бюджетные расходы на закупку продукции для государственных нужд.

2. Уровень эффективности конкурсов на размещение госзаказов определяется:

• отношением государственного заказчика и финансовых органов к способу размещения заказов на конкурсной основе и участию в этом процессе сторонней независимой организации;

• корректностью и полнотой формирования госзаказа и уровнем определенности форм и порядка расчетов с поставщиками, объявляемых на этапе проведения конкурсов;

• уровнем подготовки, информационного и кадрового обеспечения Организатора конкурсов;

• качеством подготовки квалификационной и конкурсной документации;

• уровнем компетентности членов конкурсных комиссий;

• наличием надежного методического обеспечения для объективной оценки предложений поставщиков и т.д.;

• количеством претендентов, принявших участие в конкретном конкурсе

3. Организованные и проведенные Тверской торгово-промышленной палатой конкурсы потенциально обеспечивают снижение бюджетных расходов на закупку продукции для государственных нужд области в среднем на 20%, что может являться существенной поддержкой в покрытии дефицита бюджета.

Резко улучшилось качество ремонта и содержания дорог областного значения на территории области.

Прекратились нарушения финансово-бюджетной дисциплины при строительстве мемориального комплекса в с. Медное.

4. Тверская торгово-промышленная палата способна и готова проводить конкурсы на размещение государственных заказов по закупке продукции (товаров, работ, услуг), располагая:

• необходимой методической, нормативной, информационной и технической базой;

• собственными квалифицированными кадрами и возможностью привлечения к работе независимых экспертов любого профиля;

• достаточным опытом работы.

5. Для успешного размещения государственных заказов на поставку продукции (товаров, работ, услуг) необходимо:

• надлежащее оформление договоров между Государственными заказчиками и Организатором конкурсов, однозначно определяющих круг обязанностей и степень ответственности сторон в процессе организации, проведения и реализации результатов конкурсов;

• формирование консолидированного областного (муниципального) заказа через уполномоченные структурные подразделения администраций.

6. В период 1999-2000 годах для формирования консолидированных заказов и проведения конкурсов на закупку продукции для государственных нужд созданы Департамент областного заказа при Администрации Тверской области, Управление муниципального заказа при Администрации г. Твери и аналогичные структуры в администрациях других муниципальных образований. Таким образом процесс пошел вспять, создалась удобная ситуация для злоупотреблений служебным положением среди чиновников и коррупции.

Опыт Тверской торгово-промышленной палаты по организации конкурсов в 1997-2002 гг. показывает, что полное достижение целей Указа Президента РФ от 8.04.97т. №305 "О первоочередных мерах по предотвращению коррупции и сокращению бюджетных расходов при организации закупки продукции для государственных нужд" и Федерального Закона от 6.05.99 г. № 97-ФЗ «О конкурсах на размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ и оказание услуг для государственных нужд» может быть обеспечено только при условии проведения конкурсов хорошо подготовленным независимым Организатором. При этом структура торгово-промышленных палат наиболее полно соответствует функциям Организатора конкурсов (торгов) как по своему статусу (негосударственные, некоммерческие), так и по своим информационно-техническим возможностям.

Палаты не зависят от узковедомственных интересов государственных заказчиков, подотчетны не только общему собранию своих членов, но практически всем организациям-производителям, предпринимателям и фирмам. Деловой имидж палат гораздо важнее частных отношений с отдельными госструктурами.

В связи с этим истинная заинтересованность администраций в достижении целей Указа Президента №305 должна сопровождаться передачей на договорной основе функций Организатора по подготовке и проведению конкурсов (торгов) региональным торгово-промышленным палатам, имеющим необходимый опыт работы, профессионально подготовленные кадры. Наиболее эффективным было бы законодательное закрепление функций Организатора конкурсов (торгов) за региональными торгово-промышленными палатами в Федеральном законе. Торгово-промышленная палата РФ, по нашему мнению, должна настойчивее пропагандировать данное решение на федеральном уровне, так как в одиночку трудно бороться с чиновничьими препонами.